| Ju-88, KG51, таран

Ju-88, следы тарана на киле

Преамбула.


возможно KG51


14 июня 2017 года на интернет аукционе eBay продавался снимок Ju-88 со следами тарана на киле и экипажем (скорее всего), стоящим рядом.
Лот имел аннотацию: Von Russ. Feindjager gerammter Bomber Junkers Ju 88 KG 51 in Rusland

На фото заметен фрагмент заводского номера оканчивающегося на _652 (или _552).

Поиск.

Задача поиска сложная, но попробовать можно.
Посмотрим потери KG51 и отберем те машины номера у которых оканчиваются на __52. Будем ставить отметку в виде красного крестика у тех пунктов которые не подходят (например если номер оканчивается не на 552 или 652 ) и зеленой галочку если потеря в целом подпадает под описание.

дата часть место причина тип номер процент экипаж
27.6.1941 IV/KG51 Zullichcu Notlandung Ju 88 A1 2052 40 -
27.10.1941 10./KG51 bei Langensalza Notlandung infolge Motorstorung Ju 88 A5 2452 30 3
3.6.1942 I/KG51 Sarabusi Bombenwurf Ju 88 A4 3752 80 -
20.7.1942 IV/KG51 (Pl.Qu. 8335/25 Ost) unbekannt Ju 88 A5 6252 9K+GW 100 2
5.2.1943 I/KG51 Taganrog Technische Mangel Ju 88 A4 3552 35 -
12.3.1943 I/KG51 Waluiki Bauchlandung Ju 88 2652 50 -

Из двух подошедших вариантов начало февраля можно смело исключить из рассмотрения т.к. на фото снег не наблюдается, а для Таганрога февраль все же месяц с отрицательными температурами (архив погоды см.Ростов на Дону).

С этой же точки зрения середина марта вполне согласуется с тем что видим на снимке т.е. земля освободилась от снега, но буйной растительности еще нет.


Заявка с нашей стороны.

Исключительно и благодаря помощи коллеги под ником "Owl-99" (https://owl-99.livejournal.com/) удалось выяснить что 12.03.1943 примерно в 12.00 мл.л-т Коковихин А.Ф. (573 иап, Як-1) заявил сбитый тараном 1 Хе-111 в районе совх. «Наркомюст» (юго-зап. Уразово)
В данном случае вполне допустимы ошибки в наших документах т.к. при записях иногда путали Ju-88 и He-111.

В потерях у немцев значатся Валуйки. В заявке на победу с нашей стороны - Уразово.
От одного пункта до другого 10-15км. (см. картинку слева)
Совпадение по датам можно считать подтверждением факта победы именно тараном.

Местом базирования I/KG51 в этот момент являлся г.Запорожье (см. картинку справа)

Вывод.

Данный материалл позволяет с достаточной степенью достоверности отождествить фотографию сбитого немецкого самолета и заявку на победу с нашей стороны.




А если не KG51 ?

Вполне допустимое замечание т.к. в подписях к лотам частенько встречаются ошибки. Кроме того, этот лот был одиночным и вне какой либо серии связанной с KG51.
Попробуем найти другой Ju-88. Но отберем только те которые заканчиваются на 552 или 652 (каждый блок отдельно).
Красным крестиком отметим позиции которые можно исключить. Например это части которые не были на Восточном фронте или эта потеря произошла зимой или все члены экипажа погибли. (К сожалению база у меня заканчивается на первой трети августа и дальше искать не так просто.)

552
дата часть место причина тип номер процент экипаж
14.6.1942 II/KG1 Fl.Pl. Dno Fahrwerkschaden Ju 88 A4 2552 25 -
22.6.1942 III/KG77 Fl.Pl. Vannes Bauchlandung infolge Motorstorung Ju 88 A4 8552 30 Er
30.10.1942 6./KG1 (Surdl. Beskuntoshak) unbekannt Ju 88 A4 2552 V4+MP 100 4
8.11.1942 IV/KG30 Aalberg-West Vermutlich techn.Mangel Ju 88 A5 552 30 Er
5.4.1943 IV/KG76 Rieux Absturz Ju 88 A4 8552 100 4

652
дата часть место причина тип номер процент экипаж
7.2.1942 5./KG54 Orscha-Sud Von Ju88 gerannt 2 Flzg. Unbeschadigt Ju 88 A4 3652 10 Er
19.3.1942 K.Fl.Gr.606 Malta Flakbeschuss Ju 88 A4 1652 25 1
22.4.1942 4./KG1 Fl.Pl. Pleskau-Sud Rollschaden Ju 88 A4 4652 15 Er
13.6.1942 K.Fl.Gr.606 Catania Bruchlandung Ju 88 A4 1652 30 Er
9.9.1942 Stab/KG76 Tazinskaja Flakbeschuss Ju 88 A4 6652 35 Er
22.7.1943 I/KG1 (Syrakus - Malta) unbekannt Ju 88 A4 4652 V4+KH 100 4


После проведенного отсева остаются следующие дополнительные варианты:
дата часть место причина тип номер процент экипаж
22.4.1942 4./KG1 Fl.Pl. Pleskau-Sud Rollschaden Ju 88 A4 4652 15 Er
14.6.1942 II/KG1 Fl.Pl. Dno Fahrwerkschaden Ju 88 A4 2552 25 -
9.9.1942 Stab/KG76 Tazinskaja Flakbeschuss Ju 88 A4 6652 35 Er


Rollschaden = Авария на рулежке
Fahrwerkschaden = Повреждение шасси
Flakbeschuss = Огонь зенитной артиллерии

Если учесть, что причиной потери не указывался непосредственно таран (я таких записей не встречал) то "авария на рулежке" и "повреждение шасси" вполне подходят т.к. самолет явно лежит на брюхе т.е. шасси не выпущены.
Если по этим датам найдутся претенденты (с описанием тарана) со стороны советских летчиков то можно будет выписать и полностью альтернативную версию.

Можно привести еще отсев. Например исходя из того, что потери самолетов разделялись на категории согласно степени повреждения:
100 % – полное уничтожение;
60–80 % – самолет не подлежит ремонту, отдельные части могут быть использованы на другом самолете;
45 – 59 % – самолет сильно поврежден, требуется замена большей части узлов и агрегатов;
40–44 % – самолет поврежден, требуется замена двигателей или систем (например, гидравлики);
25–39 % – повреждения требуют полной инспекции всех узлов;
10–24 % – легкие повреждения, подлежащие ремонту наземным персоналом.

Достаточно сильные повреждения киля скорее всего попадают в промежуток 45–59% т.о. эти три варианта можно исключить.

Тем самым мы возвращаемся к первому варианту Валуйки-Уразово и там процент повреждений соответствующий т.е. 50%.



Собрал и скомпоновал: Мельников В.В. (15.II.2021)
Последнее обновление: 17.II.2021