| He-111, 1T+HK

He-111, бортовой код 1T+HK

Преамбула.


Каждый кто начинает заниматься вопросом идентификации He-111 с бортовым кодом 1T+HK непременно натыкается на этот цветной боковик (ссылка) и аннотацию к нему, которая гласит:

    • самолет из 8./KG26;
    • аэродром Сещинская, начало 1942;
    • зазубрины на киле и повреждения центроплана объясняются атакой русского истребителя (последствия тарана), однако самолет при этом вернулся на аэродром;
    • упоминается, что 15 декабря 1941 года самолеты из 2./KG28 были переданы в 8./KG26.


К большому сожалению только две фразы являются относительно правдивыми:
    1.) 15 декабря 1941 года самолеты из 2./KG28 были переданы в 8./KG 26;
    2.) в начале 1942 года 8./KG26 базировался на аэродроме Сещинская.
Все остальное (для данного самолета) - не верно!

Нужны доказательства? Начну с самого простого…

Начало 1942г.

Какое отношение фраза «начало 1942» имеет к самолету (с повреждениями) на снимке?
Отвечу просто: никакого!
Но вначале краткая справка….

Краткий взгляд на историю KG26 и KG28 выявляет достаточно интересный факт: в войне с СССР со стонроны Германии эти подразделения были представлены не полностью. Из KG26 только III группа вошла на территорию России в то время как штабная, I и II группы были разбросаны по Европе и не принимали активного участия в нападении на СССР. Аналогичная ситуация у KG28 у которой, на момент начала войны, в наличии имелись только штабная и I группа (Erg.Staffel находился в Европе и в СССР не был).
Начиная с сентября 1941 года подразделения этих групп на восточном фронте использовались в одном и том же районе и с одних и тех же аэродромов. Достаточно активное их использование на фронте привело к закономерно большим потерям в материальном и численном составе. К середине декабря III/KG26 потеряли до 40, а I/KG28 до 45 самолетов. Все это в совокупности привело к упразднению KG28, а имеющийся состав был передан в KG26 которой необходимо было заново сформировать III группу (прежний состав был переведен в только что образованный KG100 в качестве II группы).
Кратко процесс переформирования можно представить в виде таблицы (ссылка):

On 15.12.41 while in Setschinskaja, was renamed II./KG100:
Stab III./KG26 became Stab II./KG100
    7./KG26 became 4./KG100
    8./KG26 became 5./KG100
    9./KG26 became 6./KG100
and was reformed from the new I./KG28:
Stab III./KG26 from Stab I./KG28
    7./KG26 from 1./KG28
    8./KG26 from 2./KG28
    9./KG26 from 3./KG28


Таким образом с 15 декабря 1941г. KG28 перестала существовать. Оставшиеся самолеты были переданы в KG26 и периодически встречающиеся в потерях коды 1T+ относятся к KG26. Следовательно, когда говорят о "начале 1942" (относительно кодов 1T+) то подразумевают KG26.
Обратим внимание на места базирования III/KG26 (ссылка):

20.7.41 - 9.41
9.41 - 10.41
10.41 - 2.42
2.42 - 4.42
4.42 - 6.42
6.42 - 8.11.42

Brest-Litovsk
Bobruisk
Setschinskaja, Baranovicze
Grosseto
Rennes
Banak

He 111H
He 111H
He 111H
He 111H
He 111H
Ju 88A

Как мы видим, в феврале 1942 года III/KG26 была выведена с территории СССР и на восточном фронте после этого не появлялось! (ссылка)

Вывод: фраза «начало 1942» означает «не позднее февраля 1942» и в большей степени относится к… зимнему камуфляжу на цветной вставке.

Но какое отношение зимний камуфляж имеет к самолету (с повреждениями) на снимке?
Ответ весьма банален: никакого!


Вы уверены, что на снимке зима?


Это исходный снимок который фигурирует на цветном боковике. (ссылка)

Обратите внимание на правую часть кадра, под крылом… вдалеке… куст или молодое деревце с… листьями! (и это зимой, в России?!)


И еще один снимок.

Группа деревьев с явно зеленой листвой и высокая трава… (это в январе-феврале 42-го в России?! Да ладно!)

Другой ракурс.
И новая группа деревьев на фоне здания.
А сугробы... сугробы то где!? Ведь пишут, что январь-февраль на фото!...

Еще один снимок.

Группа деревьев на горизонте (в правой части кадра) и достатчоно высокая трава.

Самолет пользовался популярностью.

Вот мимо него «морж» в летней форме прогуливается...

Кстати, на фото чуть выше техники были в комбинезонах которые вполне нормально носили летом (см. фото справа).



Вот еще "моржи" активно осматривают повреждения...

Да, да! Это ЛЕТО! Это очевидно, но... есть люди которые упорно твердят, что это... зима!

Иногда пишут такое, но исправляются!
Но болшинство не думает!
Так и получаются цветные боковики с которого мы начали (см. справа).
На основе боковиков делают декали для моделей... и никто не хочет увидеть очевидного...


Суть ошибки проста. Взяли переэкспонированное фото, ошибочно подумали, что это... зима!
Прошу понять мой сарказм! Иностранцам я пытался показать на картинках - что именно у них не правильно. Наших же пытался намеками натолкнуть на мысль о том, что надо "ковырять" тему глубже. Однако... ни там ни там не был услышан. Посему, прошу не осуждать мой сарказм. (Шанс я давал.)


как выглядит зимний камуфляж :

KG27 (Кировоград)

KG27

Вывод: Не-111 (1T+HK) принадлежит 2./KG28 (или I/KG28) зимний камуфляж НЕ имеет отношения к Не-111 с бортовым кодом 1Т+НК, а представленный цветной боковик является фантазией, оторванной от реальности!.


Если лето 1941 то... KG28!


Если зима 1941-1942 не подходит то единственно возможный вариант это лето-осень 1941 года. (Отождествление самолета с III/KG26 является ошибкой.)
При этом код 1Т+ соответствует KG28, а литера «К» указывает на 2 staffel (т.е. I Gruppen).
В итоге получаем: 2./KG28 или I/KG28.

Проверяем места базирования KG28:

12.40 - 19.7.41
19.7.41 - 8.41
8.41 - 9.41
9.41 - 10.41
10.41 - 12.41

Nantes
Baranowicze
Bobruisk
Brjansk
Seschtschinskaja

He 111
He 111
He 111
He 111
He 111


Немного углубимся в погоду и природу т.к. на фото имеются деревья и они немного помогу сократить временной промежуток.
С приходом осени ночные температуры значительно снижаются, происходят изменения во влажности и освещенности. Все эти факторы приводят к тому, что осенью листья начинают желтеть. В разных районах России это происходит в разное время, но к ноябрю в некоторых местах уже выпадает снег (в Ленинграде - снег выпал в конце октября), а в южных районах еще золотая осень (архив погоды). В данном случае нас интересует тот факт, что на ч.б. фотографиях пестрая листва будет иметь различные оттенки серого цвета. На фотографиях мы видим, что деревья достаточно однородно темные (т.е. зеленые). Таким образом, с разной долей вероятности можно рассматривать потери до конца октября и отбросить все что будет в ноябре 1941г. и далее.

Вот и добрались до самого интересного: ищем потери в июне-сентябре и критически смотрим на октябрь 1941 года.


Потери KG28 летом и осенью 1941г.

Ради чистоты эксперимента сделаем выгрузку по KG28:


Можно исключить из рассмотрения:
  - записи с датой потери до 22 июня 1941 года;
  - записи у которых указаны бортовой коды и это не 1T+HK (в основном это 3 staffell и Erg.St.,
  - записи у которых в качестве «места» указано «unbekant» т.е. «не известно» т.к. на большинстве фотографий на дальнем плане присутствует большой ангар. Это типовая конструкция которая возводилась на многих крупных советских аэродромах которые располагались с большими городами. Известными городами. В этом случае писать «unbekant» не имеет смысл! (Даже если самолет сел не на своем аэродроме обязательно сообщат в его часть о месте посадки т.е. оно будет известно.)

В сухом остатке имеем:

Из этой выборки скорее всего следует исключить:



Дата: 29 августа 1941
Место: Бобруйск
Причина: посадка на брюхо после атаки истребителем
(На фото не похоже чтобы самолет сел на брюхо.)


Дата: 16 сентября 1941 (не поздняя осень – подходит, но с оговорками)
Место: Бобруйск
Причина: посадка на брюхо
(На фото не похоже чтобы самолет сел на брюхо.)


Дата: 3 октября 1941 (почти середина осени – не очень подходит.)
Место: Сещинская
Причина: вражеский обстрел



Дата: 17 октября 1941 (середина осени – не очень подходит.)
Место: в районе Сещинской
Причина: неконтролируемое столкновение с землей (одним словом: разбился)


Разбор оставшихся вариантов.


После исключения у нас осталось не так много вариантов:

Бобруйск, Брянск, Барановичи – все это крупные аэродромы базирования.

Рассмотрим плюсы и минусы каждого из этих вариантов.

(1)

Дата: 24 июля 1941
Место: в районе Барановичи
Причина: аварийная посадка

(2)

Дата: 11 августа 1941
Место: Бобруйск
Причина: авария на старте

(3)

Дата: 22 августа 1941
Место: Не указано
Причина: Атака истребителя (-)

(4)

Дата: 19(?) сентября 1941 (не поздняя осень – подходит, но с оговорками)
Место: Брянск
Причина: При полете на малой высоте поврежден осколками собственной бомбы


Кратко суммируем:
    24 июля 1941 в районе Барановичи аварийная посадка
    11 августа 1941, Бобруйск, авария на старте
    22 августа 1941, (Не указано), атака истребителя
    19(?) сентября 1941, Брянск, повреждение от собственной авио-бомбы


Плюсы и минусы.

В конечном итоге остаются три варианта:
(А)   24 июля 1941, в районе Барановичи, аварийная посадка.
Под аварийной посадкой можно понимать достаточно много случаев.

(В)   11 августа 1941, Бобруйск, авария на старте.
Такая причина является достаточно общим определением и может означать достаточно много. Например, наезд самолета во время рулежки на какой-либо грузовик или машину тех.обслуживания. (Скорее всего этот случай чследует исключить из рассмотрения.)

(В)   22 августа 1941, место не указано, атака истребителя.
Достаточно интересный случай т.к. при полном списании самолета (100% повреждений) экипаж не пострадал. На фото фюзеляж цел и есть все основания полагать что экипаж так же остался цел или получил небольшие ранения.

(С)   19(?) сентября 1941, Брянск , повреждение от собственной авио-бомбы.
В пользу этой версии говорит тот факт, что обшивка на верхней части крыла местами выгнута вверх. Это характерно для воздействия снизу. Кроме того, вдоль заднего лонжерона по крылу заметна трещина и опять обшивка выгнута вверх. Это можно объяснить проходом ударной волны вдоль лонжерона. (Если бы это был таран, например крыло истребителя прошло вдоль лонжерона, то эта часть крыла была бы оторвана.) Таким образом есть все характерные признаки для повреждений нанесенных снизу и очень хорошо подходит для описания воздействия близкого взрыва.
Не скрою, мне очень нравится этот вариант!

Чтобы облегчить самолет, пилот сбросил бомбы, а т.к. был на низкой высоте то получил повреждения от своих же бомб. Аэродром был рядом - удачно сел. Повезло.


Таран.


Могли ли повреждения крыла быть нанесены в результате тарана. Попробуем сопоставить чертежи.

        Для Не-111 постарался нанести повреждения и их характер. Обратите внимание на закрылок который был отломан и отсутствующие места окрашены синим. Место основных повреждений закрашено красным. Так же хочется указать на разлом который идет дальше по крылу вдоль задней части лонжерона. Так же хочу обратить внимание на то, что лонжерон не поврежден и ниша основной стойки шасси так же не пострадало и это дало возможнойсть экипажу выпустить шасси и произвести нормальную посадку.

        И-16 приведен к единому масштабу с НЕ-111. Это дает понять то каким образом мог располагаться истребитель в случае тарана.
   

Если бы крылья самолетов были в одной плоскости то неизбежно были бы повреждения фюзеляжа у Не-111, но на фотографиях они не наблюдаются. Таким образом, если был таран то истребитель шел снизу (обломки выгнуты вверх) и его крылья располагались в плоскости перпендикулярной плоскости крыльев Не-111. Скорее всего удар мог быть нанесен двигателем т.к. кряылья уже не помещаются в пространство между крылом и стабилизатором. Возможно удар был нанесен крылом, но тогда траектория движеиня истребителя была бы под углом в траектории движеиня Не-111. Отсутствие повреждений на стабилизаторе говорит о том, что истребитель (в достаточно сложном пространственном положении) прошел в очень узком пространстве между крылом, стабилизатором и фюзеляжем.


Новые фотографии.


        В феврале 2021года появилось новое фото киля этого самолета.

        Зазубрины на киле показывают, что таран был но пропеллер едва задел киль Не-111.
        Траектория движения истребителя была немного вверх (примерно под углом 10-15 градусов).

        На фотографии рукописно написанная дата 23.08.1941.



Дата: 22 августа 1941
Место: Не указано
Причина: Атака истребителя (-)



Советские пилоты


https://proza.ru/2020/05/14/618
Власов Николай Иванович, 1916 г.р., старший лейтенант, командир эскадрильи, 42-й истребительный авиационный полк.
19 августа 1941 года в районе станции Жуковка (Брянская область, Россия) на истребителе МиГ-3 таранил вражеский разведчик Ю-88. Произвел вынужденную посадку.
Документально таран уточняется.
17 июля 1941 года г.Починок оккупирован немцами. 26 июля немцы захватили Могилев. 3 августа в г.Рославль вошли немцы.
19-23 августа бои за Гомель. С 6 октября 1941г. оккупирован Брянск.


https://proza.ru/2020/05/27/472
Каштанов Василий Григорьевич, 1909 г.р., капитан, заместитель командира полка, 38-й истребительный авиационный полк.
21 августа 1941 года в районе города Демянск (Новгородская область, Россия) таранил вражеский самолет. Погиб.
Документально таран уточняется.
Город Холм с 6 августа захвачен немцами. Старая Русса с 17 августа под немцами.
Демянск за линией фронта и вероятность дотянуть до своих и найти крупный аэродром... мала.


https://proza.ru/2020/07/17/457
Тристан Иван Семёнович, 1918 г.р., старший сержант, лётчик, 71-й истребительный авиационный полк ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
Летом 1941 года в воздушном бою тараном уничтожил самолёт противника.
Документально таран не подтверждается.
(мало данных)







Cледы тарана на киле:

возможно KG51

-





Собрал и скомпоновал: Мельников В.В. (09.X.2019)
Последнее обновление: 16.II.2021