Все preview-фото выполнены в цветовой гамме оригинальных фотографий. Сами снимки прошли обработку в Photoshop (переведены в ч.б. изображение; увеличена яркость-контрастность с помощью Levels).



"Первая" группа танков.


Фото № 5(1)
Фото № 5(2)
Фото № 5(3)
Фото № 5(4)
Фото № 5(5)
Фото № 5(6)

Фото № 6(1)
Фото № 6(2)
Фото № 6(3)
Фото № 6(4)

Фото № 7(1)
Фото № 7(2)
Фото № 7(3)
Фото № 7(4)

Фото № 8(1)
Фото № 8(2)
Фото № 8(3)

Фото № 4(1)
Фото № 4(2)
Фото № 11

Фото № 12(1)
Фото № 12(2)
Фото № 12(3)
Фото № 12(4)
Фото № 12(5)

Фото № 13(1)
Фото № 13(2)
Фото № 14

Фото № 1(1)
Фото № 1(2)
Фото № 2(1)
Фото № 2(2)
Фото № 3

Для тех кто не понял обозначений:
          красные цифры - номера танков (условно);
          красные стрелки - направление движения танка (там где перед);
          синие цифры - номера снимков и синий пунктир - направление кадра.


Комментарии к снимкам.


Фото № 1(1)

Фото № 1(2)

По фото № 1(1): Среди фотографий 1-11 только на этом снимке виден танк №5.
Слева, среди деревьев (дальняя кромка луга) угадывается здание либо с белыми (светлыми) стенами либо с колоннами.
Снимок сделан осенью - виден выпавший снег. Вероятно всего снято непосредственно после боя.

По фото № 1(2):
Ракурс снимка аналогичен фото № 1(1).
Фотография сделана летом. Скорее всего 1942г.
Фотография шла в едином блоке с фотографиями № 5(5), № 5(6) № 32(3).


Фото № 2(1)
оборотка


Фото № 2(2)

По фото № 2(1):
На обочине виден след гусеницы. По положению танка можно предположить, что это следы танка который стоит перед ним.
Хорошо видны опавшие листья, снег растаял и в канаве стоит вода, подернутая небольшой коркой льда. Последнее говорит, что этот кадр снят через несколько дней после предыдущего снимка (днем растаяло - ночью подмерзло).
Столб который виден на фото №1 на данном фото просматривается - лежит на дороге (см. правый край кадра).

По фото № 2(2): (Картинка увеличена в 2 раза.)
Снегу выпало не очень много т.е. снимок сделан в течении месяца после событий.


Фото № 3

Танки № 6 и 7.

Фото сделано скорее всего поздней весной-летом (густая и высокая трава). К этому времени с танков сняли гусеницы и часть катков.
Крестообразно уложенные палки - это скорее всего реперная точка для дальнобойной артиллерии. (Возможно для удобства ориентации авиации, но рядом залив и заблудиться невозможно.)

Из-за низкой контрастности первоначального фото №3 возникает заблуждение* о том, что в правой части экрана имеется большая ёлка, которой нет на фото №1 (и №2). Однако это не так. Ёлки в этом месте нет! При увеличении яркости-контрастности вполне очевидным становится факт того, что в правом нижнем углу видна половинка куста выше которого заметен участок склона на котором (т.е. еще выше) растет раскидистое дерево.

* Признаюсь, сам так заблуждался и сомневался.


Фото № 4(1)

Создается впечатление, что танк №2 потерял пару передних катков по правому борту.
Танк №1 имеет разбитую правую гусеницу. Башня лежит рядом. (Взрыв боекомплекта?)
Снимок сделан позже - лежит снег.


Фото № 4(2)

Снег только у башни - это говорит о том, что снимок сделан весной. Кроме того, это не может быть осень т.к. выше приведены зимние снимки этой группы и на них танк №3 имеет гусеницы, тогда как на этом снимке их нет.

Может возникнуть сомнение: если увеличить фотографию № 11 и выделить на ней участок лобовой брони справа от люка механика водителя то мы увидим квадратную "заплатку". На фото № 4(2), в этом же месте, "заплатка" треугольная. Это причудливая игра света (на матовой поверхности?) или что-то иное?
На самом деле, при увеличении соответствующего участка на фото № 4(2), мы увидим туже самую квадратную "заплатку" на которой нанесена косая черта белой краской - именно она, при малом разрешении картинки, оставляет ложное* впечатление о треугольной форме этой "заплатки".

* Должен признаться, у меня именно такое впечатление первоначально и возникло.


Фото № 5(1)
оборотка

Фото № 5(2)

Фото № 5(3)
Фото № 5(4)
Фото № 5(5)

Фото № 5(6)

По фото № 5(1):
Слева от танка №5 виден каменный домик - возможно кольцо трамвая.
Удущий по дороге человек частично закрывает танки №6 и №7.
Дальше по дороге (слева от танка №5) видим непонятную груду. Судя по фото №1 там должен быть танк №5. Но для одного танка стоящего вдоль дороги данная груда слишком велика, возможно там есть еще одна группа танков. Создается впечатление, что эта группа немногим дальше танков №6 и №7.
Следы на дороге (в левом нижнем углу фотографии) указывают на ее ответвление. На фото №3 в примерно в этом месте имеется ряд деревьев, уходящих к правой части кадра.
Снимок сделан примерно в одно время с фото №2 и №3.

Фото № 5(2): Скорее всего зима 41-42г.

Фото № 5(3): Лето, скорее всего 43г. (Картинка увеличена в 2 раза.)
Фото № 5(4): Лето, скорее всего 43г.
Фото № 5(5): Лето, скорее всего 43г.
Танк №3 содержит надписи с датировкой "1942г." (см. фото: № 4(2), № 8 и № 5(3), № 5(4), № 5(5)).
Фото № 5(6): Лето, скорее всего 43г.
Фотография шла в едином блоке с фотографиями № 1(2), № 5(5) № 32(3).


Дополнительно по фото № 5(4):
Если увеличить фрагмент этой фотографии то помимо уже определенных танков и эпизодов можно различить некое строение (справа на вершине холма).
Оно вполне логично отождествляется с дачей Демидова. И хорошо видно на фотографии памятника. (см.фото справа) Тем самым четко устанавливается местоположение эпизодов относительно ориентиров сегодняшнего дня.

Памятник установлен в 1944г. т.е. сразу после освобождения Ленинграда от блокады! Возможно это самый первый памятник, посвященный ВОВ.



   

Фото № 6(1)

Фото № 6(2)

Фото № 6(3)
Оборотка

Фото № 6(4)

По фото №6 (1).
Просвет на месте переднего катка (по правому борту) танка №3 дает повод говорить о его утрате.
Опавшая листва говорит о том, что снимок сделан вскоре после боя. Укатанная дорога вокруг танков говорит о том, что после боя всетаки прошло некоторое время.
На Фото №1 по левой стороне дороги идет ряд столбов которые отсутствуют на всех остальных снимках, в том числе и на фото №6(1). Это может указывать на то что столбы были сняты.
Ракурс съемки фото №6 (1) таков, что танк №2 перекрывает фасад дома, стоящего на противоположной стороне дороги (за трамвайными путями). Часть фасада этого дома видна на Фото №11.
По фото №6 (4).
С этого ракурса четко видно, что танк №2 вел на буксире танк №1. (Это дает пищу для размышлений и дальнейших предположений.)

Фото № 7(1)
Фото № 7(2)
Фото № 7(3)
Фото № 7(4)

Снимки сняты с одной и той же точки (как и фото №6).
Различия между снимками - во временах года.

К фото № 7(3) имеется оборотка.

Фото № 7(4) в и-нете имело наименование КВ-6. Скорее всего это относится к танку №2.

Фото № 8(1)


Фото № 8(2)

Фото № 8(3)

По фото № 8(1).
Скорее всего зима 41-42 года.

По фото № 8(2). (Картинка увеличена в 2 раза.)
Скорее всего лето 43-ого года (фото № 4(2) - весной 43-го).
Ходовая часть танков основательно разобрана.

По фото № 8(3).
Скорее всего лето 43-ого года.
Ходовая часть танков основательно разобрана.

Фото № 9
Фото № 10

зарезервированы!


Фото № 11

Танк №4 сильно обгорел (черный). На левой стороне башни нанесен круг, возможно отметка о попадании (аналогично и на левой стороне башни - см. фото №12).
Слева, среди деревьев, просматривается сарай из досок.
Снимок сделан много позже т.к. дорога между танками хорошо укатана и наезжена.
Если увеличить фрагмент слева от танка №3 то увидим трамвай.
От дороги вправо идет ряд молодых деревьев - возможно дорога (авто или трамвайные рельсы).


Фото № 12(1)


Фото № 12(2)

По фото №12 (1).
Танк №4 - черный (вероятно горел).
Левый борт серьезно пострадал (катки, гусеница).
На правой стороне башни нанесен круг (мелом?) - возможно отметка попадания снаряда. (Если сопоставить с такой же отметкой на другой стороне то получается сквозное пробитие башни.)
Снимок сделан зимой.
Хочется обратить внимание на деревенский домик край которого виден в левой части кадра. (На фото №6 этот дом частично закрыт танком №2.)

По фото №12 (2).
Фото сделано зимой.
Круг на башне идентичен таковому на фото №12 (1).
Полка по левому борту выгнута вверх.


Фото № 12(3)
оборотка

Иногда это фото появляется в зеркальном виде.
В пользу того, что это танк №4 говорят следующие признаки:
        танк стоит на дальней (от фотографа) обочине;
        башня развернута вправо (на фотографа);
        за танком хорошо видны рельсы трамвайной линии (или узкоколейки);
        в правой части кадра виден сельский дом (аналогичен дому на фото №6(1) и фото №12(1)).
        первый каток частично прогнулся (аналогично см. на фото №12(2));
        гусеница разорвана (аналогично см. на фото №12(2));
        задняя часть полки отсутствует (угадывается на фото №12(2)).
Дополнительно видны повреждения задней звездочки: сколы (попадания);


Фото № 12 (4)

Фото № 12(5)

Танк №4. (Хорошо совпадают детали с фото № 12(2).)

По фото №12 (4). (Картинка увеличена в 2 раза.)
Скорее всего снято непосредственно после боя. (Тогда, немцы у танка - похоронная команда.)

По фото №12 (5).
Снег вокруг танка не очень большой - едва прикрывает землю т.е. снимок сделан в течении месяца после событий.


Фото № 13(1)

Фото № 13(2)

Фото танка №5.

Хорошо видны рельсы у дороги.

Башню сорвало внутренним взрывом.

На башне нанесены большие круги. (Скорее всего краской.) Круги аналогичны нанесенным на танк №4. Если это так, то предположение о сквозном пробитии башни у танка №4 следует отвергнуть.


Фото № 14
Фото танка №5.

На противоположной стороне дороги видно небольшое строение из досок. Аналогичное имеется на фото №3. Есть большой соблаз считать это одним и тем-же строением, но против этого говорят некоторые элементы схожие с таковыми на фото №1: по центру дороги лежит некий предмет контуры которого легко угадываются в левой части обсуждаемого фото; на фото №1 (за танком №6) угадываются контуры этого дощатого строения.
В названии этой картинки значилось: КВ-6.

Фото № 15
Фото № 16
зарезервировано!



Логическая цепочка:
на фото № 13(1) далее по дороге (см.правый край кадра), почти напротив домика, виден объект с двумя светлыми крыльями. Вначале появилось предположение о том, что это крылья зенитной установки, но при внимательном рассмотрении фото № 20, правее ветрового стекла тягача (правая сторона кадра, далее по дороге), угадывается силуэт корпуса танка и башни рядом с ним т.е. танк № 5. Но точно так же это могут быть и детали двигателя тягача.
Вывод: на фото № 13(1) видны передние крылья полугусеничного тягача c фото № 20.

Сомнение.
С другой стороны, на фото № 13(1) достаточно хорошо угадывается танк, в то время как зенитное орудие, которое должно стоять перед ним, отсутствует!
Это сомнение можно парировать следующим наблюдением: если на фото № 18 и № 19(1) орудие есть, то на фото № 20(1) и №20(2) его уже трудно заметить не столько из-за того что оно закрыто танком, но и из-за того, что ствол орудия не выглядывает из-за башни (что вполне разумно было ожидать)! Кроме того, фото № 19(2) четко иллюстрирует тот факт, что при появлении первого снега орудие уже отсутствовало.
Вывод: орудие поставили на колеса и отбуксировали очень быстро.




Фото № 17(1)
Фото № 17(2)
Фото № 17(3)

Фото № 18(1)
Фото № 18(2)

Фото № 19(1)
Фото № 19(2)
Фото № 19(3)
Фото № 19(4)

Фото № 20(1)
Фото № 20(2)
Фото № 20(3)


Фото № 17(1)

Фото № 17(2)

Фото № 17(3)


Отождествление:

  • все фото: по деревьям, сходным с Фото № 18(1);

  • фото №17(1): по положению катков перед танком, сходном с Фото № 20(3).


  • Фото №17(1). (Картинка увеличена в 2 раза.)

    Фото № 17(3). (Картинка увеличена в 2 раза.)

    Фото № 18(1)
    оборотка


    Фото № 18(2)

    На этих фотографиях присутствует несколько моментов которые могут помешать отождествить их с фото №19(1) и №19(2).

    На фото № 18(1):

  • при достаточно частом расположении столбов, трамвайная ЛЭП не наблюдается. (Возможно столбы скрыты деревьями или повалены на землю.)

  • башня повернута вправо.

  • колеса у орудия полностью сгорели.


  • На фото № 18(2): почти все разбросанные предметы остались на своих местах (по сравнению с фото №18(1)). Возможно обе фотографии сделаны одновременно.

    Фото № 19(1)


    Фото № 19(2)


    На фото №19(1):

  • отчетливо видна трамвайная ЛЭП;

  • башня по направлению движения;

  • горит колесо орудия.


  • На фото № 19(2) виден достаточно слабый снежный покров т.е. это первый выпавший снег. При этом орудие уже отсутствует.

    Первоначально фото № 19(2) было зеркальным. При его отображении конфигурация столбов трамвайной ЛЭП почти в точности совпала с фото №19(1). (Размер фото № 19(2) увеличен в 2 раза.)

    Фото № 19(3)


    Фото № 19(4)


    На фото № 19(3) виден небольшой снежный покров. Орудие уже отсутствует.

    На фото № 19(4) снег полностью закрыл дорогу. Орудие отсутствует.

    (Размер фото № 19(3) и № 19(4) увеличен в 2 раза.)
    Фото № 20(1)
    Фото № 20(2)
    Фото № 20(3)

    Фото № 20(1) и № 20(2) сделаны поздней осенью (скорее всего непосредственно после боя).

    Фото № 20(3) сделано летом (скорее всего 43г.) - танк основательно 'разобран' на запчасти.

    Хронологически фотографии этого эпизода следует располагать следующим образом:
    1) Фото № 19(1) - зенитное орудие частично горит.
    2) Фото № 18(1) и фото № 18(2) - отсутствуют колеса на зенитном орудии.
    3) Фото № 20(1) и фото № 20(2) - скорее всего зенитное орудие уже отсутствует.
    4) Фото № 19(2) - первый снег (1941г.) орудие уже отсутствует.
    5) Фото № 19(3) и фото № 19(4) - постепенное увеличение снежного покрова (1941г.); орудие уже отсутствует.
    5) Фото № 17(2) и фото № 17(3) - зима 41-42г., гусеницы на месте.
    6) Фото № 20(3) - лето-осень 42г., сняты детали ходовой части.
    7) Фото № 17(1) - зима 42-43г., катки свалены аналогичным образом.

    Сомнение: при таком расположении, если на фото № 20(1) и № 20(2) виден разбитый тягач то и на фото № 17(2) он так-же должен быть виден (ракурс вроде позволяет), однако его не видно, но при этом на фото № 20(3) тягач опять присутствует.




    Историческая справка

    на первую страницу

    Эпизод №2


    Собрал и скомпоновал: Мельников В.В. (11.IV.2008)
    Последнее обновление: 04.III.2009
    Hosted by uCoz