С чего все начиналось...



Началось все достаточно просто: Илья Мазуров обратил мое внимание на то, что на его страничке "экранированные КВ-1" к уже существующей фотографии (№2) танка №19 добавилась еще одна (№1):
kv1-019-003 kv1-019-002
Фото №1 Фото №2
"машины 124-й танковой бригады".
(Фото поменяны местами т.к. это хронологически наиболее вероятно.)


Фото №1 появилось на "Международном военном форуме (International Military Forum)" в топике с обсуждением "экранированных КВ-1" и сопровождалось аннотацией Б.М. Лыкова, адресованной IAM-у (8-ое снизу сообщение):

Вот еще один КВ-1э 124-бригады. (№ 19). Петергофское шоссе, только снято со стороны Петергофа а не со стороны Питера как на вашем снимке.



Не скрою, я сразу высказал несколько предположений:
          1) либо это не одна и та-же пара машин;
          2) либо не Петергофское шоссе;
          3) либо направление на Ленинград-Петергоф указано неверно.


Попробуем разобраться по каждому пункту отдельно:
1)

На ВИФ-е уже поднимался вопрос "разные это танки или одни и те-же".
В итоге пришли к выводу: одинаковые.
С этим выводом трудно не согласиться.
Действительно, комбинация из КВ-1 и КВ-1Э в таком положении танков друг относительно друга... достаточно уникальна. Это и позволяет утверждать, что это одни и теже танки. Но тогда фото №1 снято осенью, а №2 - летом следующего года т.е. танки в таком положении пережили зиму. Последнее косвенно подтверждается другими фотографиями, в основном снятыми осенью, на которых видно что снимки сделаны непосредственно или вскорости после боя.

2)

Тамже на ВИФ-е была сделана привязка к местности: Петергофское шоссе, район трамвайного кольца «Сосновая Поляна».
Это тоже весьма правдоподобный вывод.
Тактический знак на танках ("треугольник с цифрами") вроде как однозначно указывает на 124 тбр.; трамвайная линия рядом с дорогой и огромное ровное пространство за линией; холм неподалеку от дороги... Все это указывает именно на данный участок Петергофского шоссе.

3)

Но с направлением на Ленинград-Петергоф я никак не мог согласиться!
Дело в том, что я живу в Петергофе и достаточно часто бываю в Питере. До города добираюсь на маршрутке, идущей именно по Петергофскому шоссе. За более чем 15 лет я достаточно хорошо изучить окружающий пейзаж и могу смело утверждать: вдоль Петергофского шоссе очень мало мест где видны(!) холмы:
      - в районе Сосновой Поляны (2-3 километра);
      - от пр.маршала Жукова до метро "Автово' (около 5 км).
Рельеф местности вдоль шоссе от Ораниембаума-Петергофа до Ленинграда (до 'Автово') можно представить как "ступеньку": например, сверху расположен дворец в Петергофе, а большой каскад фонтанов и "Самсон" - на нижней части ступеньки,Константиновский дворец (в Стрельне) - сверху, а весь парк - снизу. Эта "ступенька" идет вдоль всего Финского залива, начиная от Ораниембаума (или ранее) и вплоть до Санкт-Петербурга (почти до 'Автово'). Петергофское шоссе большую половину этого пути проходит по верхней части ступеньки и только после Стрельны спускается и идет по нижней части ступени вплоть до 'Автово'.
Итак, если эти две фотографии с одного и тогоже места, то можно сделать еще один важный вывод: данный холм достаточно резко заканчивается и переходит в обширный плоский луг ниже уровня дороги! Такое сочетание достаточно уникально для этой местности и позволяет вполне однозначно определить местоположение даже в наши дни.

Личный опыт показывает, что при движении из Петергофа в Питер холмы (в районе Сосновой Поляны) находятся исключительно по правую руку! Именно это обстоятельство говорит о том, что Б.М. Лыков немного ошибся с направлениями (с точностью до наоборот).
Причина этой ошибки вполне объяснима: при прочтении исторической справки о данном прорыве внимание невольно акцентируется на том, что это был прорыв, а значит и основные потери (сконцентрированные в одном месте) были именно в месте прорыва. Однако, как минимум в данном случае, это не так. Обратите внимание на слудующие строки:

Фашисты подтянули самоходную артиллерию и окружили
наши танки, которые пытались прорваться к своим группами.
При прорыве к своим! На отходе! Т.е. при движении из Сосновой Поляны в Ленинград.
Но именно при таком движении холмы (как я уже говорил) будут справа.
Кроме того, хочу обратить ваше внимание на направление движения основной массы танков (но об этом позже).



Для полноты картины я предлагаю обратиться к исторической справке и уже после нее
          1) перейти к фотографиям (сопоставить их друг с другом);
          2) нарисовать схему взаимного расположения танков;
          3) сопоставить эту схему с тем, что находится в этом районе сейчас.
          4) по возможности сделать выводы или сформулировать вопросы для обсуждения.



В первой половине апреля страничка была представлена на обсуждение в двух местах:
  • Международный военный форум (International Military Forum)
  • РККА форум на ВИФ-е

  • Хочу выразить огромную благодарность всем кто принял участие в обсуждении и выложил дополнительные фотографии!
    Да, буквально на следующий день после появления на форумах оказалось, что "dvzhuk" , глубоко копающий эту тему и знающий не впример более моего, это никто иной как Денис Жуков - мой коллега по факультету! Спасибо, Денис, за поддержку и неоценимую помощь! (Может всетаки напишешь трактат по этому десанту?)


    на первую страницу

    историческая справка


    Собрал и скомпоновал: Мельников В.В. (11.IV.2008)
    Hosted by uCoz